Paul Kroopkin (kroopkin) wrote,
Paul Kroopkin
kroopkin

Статья: Российская элита: Имперство и риски для Украины (часть 2)

web stats script

Продолжение моей статьи Крупкин П.Л. Российская элита: Имперство и риски для Украины. (Начало здесь)


Состояние российской элиты в плане потенциала экспансии


Рассмотрим теперь, как приведенные выше мотивационные логики ложатся на российскую действительность. В результате преобразований 90-х годов прошлого столетия качество российской государственности резко упало. Если посмотреть на отношение чиновничества к государственным доходам, то можно зафиксировать архаизацию доминирующих социальных практик. Современный взгляд на государство как на общественный инструмент с четко определенным бюджетом и «ничего свыше», бывший характерным для советского времени, сменился на традиционный подход к государству как средству извлечения доходов из подконтрольной территории. Коррупция стала нормой жизни, причем она проявляется в двух своих основных ипостасях. Во-первых, это «распил бюджета», когда бюджетные закупки осуществляются по завышенным ценам, и сумма превышения выплачивается ответственному чиновнику в виде «отката», и, во-вторых, это взятки и другие поборы, которые по сути являются дополнительным налогообложением людей и организаций.


Архаизация привела к возрождению и закреплению традиционных установок в сознании у значительной части российской элиты. Появилась претензия на избранничество, самоотделение элиты в своей идентичности от «лохов», т.е. от тех, кто не преуспел в этой жизни. Элитарность мировоззрения отягощается жестким прагматизмом и ценностной ориентацией лишь на деньги [5]: в принципе, основная масса представителей правящего класса России представляют собой живое воплощение так называемого «человека экономического» [6, С.11-16; 7], т.е. они являются рациональными максимизаторами своей функции полезности – количества денег под их контролем, вследствие чего они могут лишь выбирать наилучшую из уже известных обществу поведенческих стратегий, и не способны придумать ничего нового. Отсутствие каких-либо позитивных проектных целей [8, С.89-91] оборачивается наличием очень интересной жизненной установки, когда у человека при его ориентации в пространстве деятельности напрочь отсутствует направление «вперед», и есть лишь ощущение «сзади»: «сзади» это там, где остались «лохи», «сзади» это то, откуда надо уйти как можно дальше, со всеми вытекающими из такой установки последствиями [9].


Отсутствие значимых целей, и, соответственно, значимых достижений при наличии больших амбиций требует психологической компенсации, которая проявляется таким человеком в своем самоотнесении к чему-то великому, сакральному. Причем данное «прислонение» к великому имеет существенно внешний характер, поскольку человек-максимизатор личного капитала не собирается всерьез ставить контролируемый им поток ресурсов в зависимость от каких-то там «идеалов». А вот поговорить на эту тему, вызвать священный трепет у подчиненных, создать красивую рамку для презентации себя публике – это да, это то, что нужно.


На выбор сакрального объекта очень сильно влияет занимаемое представителем элиты социальное место. Тут следует ввести в рассмотрение специфический элемент структуры верховной российской власти – систему элитного обеспесения (в дальнейшем – Систему). Принятие гипотезы о существовании такой Системы позволяет понять логику залоговых аукционов 1995 г., когда наиболее «сладкие» куски российской госсобственности были практически бесплатно розданы неким «счастливчикам», которые в ответ должны были носить деньги «куда надо» и делать «то, что попросят». В данную концепцию хорошо интегрируются нравы вокруг «чекистского крюка» (* Термин, вошедший в российский политологический оборот после публикации статьи главы Федеральной службы наркоконтроля России В.В. Черкесова [10], в которой пришедшая к власти в России на границе тысячелетий силовая группировка метафорически сравнивается с крюком, за который зацепилась падающая в бездну страна *), обнаруживаемые исследователями-элитологами [11]. И вся политика российской власти 00-х годов по отношению к бывшей советской госсобственности предстает лишь дальнейшей отработкой данной системы элитного обеспечения юридически и организационно с тем, чтобы уменьшить моральный и материальный ущерб, который может быть нанесен отдельными исключаемыми из системы лицами (бывшими, но по разным причинам зарвавшимися «счастливчиками»). Также понимаемыми становятся нынешние антикризисные действия Власти, которые по сути являются лишь спасением и дальнейшим развитием обозначенной системы, которая в основном концентрируется вокруг российской Трубы. В принципе, данная Система находится в русле традиции, прослеживаемой в рамках политических культур как Романовской империи, так и СССР. Более того, все 90-е годы она распространялась и на элиту СНГ, что хорошо объясняет российские дотации, связанные, например, с бывшими в то время ценами на энергоносители. Существовали (да и существуют до сих пор) и другие преференции для элит пост-советского пространства.


По отношению к обозначенной Системе российская элита делится на две группы. Есть компактное ядро тех, кто включен в Систему (будем их называть в дальнейшем «счастливчиками»), и есть остальные.


Рассмотрим сначала остальных. Данная группа представляет собой большинство элитного слоя. Ее представители кормятся «с земли» и от бюджетных дотаций из центра, соответственно им очень близки мотивационные устремления традиционной знати. Кроме того, спецификой данного слоя является неспособность делать проекты хоть сколько-нибудь значимой сложности (люди, обладающие данной способностью, достаточно быстро включаются в Систему), и его представители в основном занимаются рутинными управленческими задачами. Все это делает их очень восприимчивыми к имперской идеологии: ведь Империя – это то, что может дать им осмысленность жизни и, к тому же, обеспечить страховку их статусному существованию и доходам. Действительно, только общественная значимость идеи экспансии может сохранить поток дотаций в депрессивный регион – ведь территорию надо «держать», для чего «держателей» надо кормить. Именно эта часть элиты так специфически откликнулась на патриотическую мобилизацию августа 2008 г., что многие наблюдатели заявили о переходе российского имперского проекта в практическую политику.


Возникший запрос широкого слоя чиновничества на имперскую идеологию может быть удовлетворен уже существующим имперским дискурсом, разрабатываемым рядом российских публицистов патриотического направления, так что взрывное расширение социальной базы поддержки имперства среди регионального чиновничества и связанной с ним буржуазии является одной из реальных возможностей текущего момента в России. При этом в силу специфичности ума участников процесса и компенсационной природы его основного двигателя даже пустота имперской идеологии (*Непредвзятый анализ возможности территориальной экспансии для России показывает, что у страны отсутствуют важные ресурсы для реализации такой стратегии, например, демографические. Высокая смертность автохтонного населения создает демографический вакуум внутри страны, всасывающий миллионы мигрантов. Напомню, что имперская экспансия обычно опирается на повышенное демографическое давление, связанное с высокой рождаемостью – ведь Империи нужны солдаты и колонисты. К тому же опросы общественного мнения показывают, что в июле 2007 г. только 3% россиян хотели бы видеть Россию империей [12], и что 52% россиян считают, что нет таких общих целей, ценностей и идей, ради которых стоило бы пожертвовать жизнью [13]. *) не будет помехой для ее адаптации данной частью элиты. В принципе этим людям нужен лишь своеобразный идеологический «макияж», чтобы не оставаться наедине с реальными результатами своей деятельности – ведь ничего кроме как клянчить у центра дотации, да воровать, они делать не могут. А тут все это будет закамуфлировано «Служением Империи» – и вроде бы не вор уже, а Служитель…


Единственное, что может помешать такой экспансии имперской идеологии в данном слое – это какая-нибудь альтернативная идеология, которая будет им спущена начальством. Но таковой, увы, пока не просматривается, поэтому никакого другого повода бить себя кулаком в грудь и гордиться своим существованием у этих людей не будет. Так что имперский дискурс в России будет активно развиваться, правда без особых практических последствий.


Следующий слой элиты – традиционалисты-«счастливчики» – меньше «светятся» в публичном информационном поле, хоть их идейный продукт устойчиво там присутствует. Этот продукт можно определить как «элитарный социализм», поскольку он представляет собой советский технократизм, очищенный от эгалитарности. В рамках данного конструкта предполагается установление в России существенно элитарного общественного устройства, во многом совпадающего с обрисованным в «Государстве» Платона. Верхний слой – Власть – это те, кто принят в систему элитного обеспечения. Они концентрируют в своих руках все ресурсы страны, и осуществляют управление ими через систему финансово-промышленных групп (ФПГ). Неявно предполагается, что эти люди защищены всей мощью государства [14], и солидарностью остальных членов элитного клуба. Выпасть из Системы можно, но только в случае личной политической нелояльности, неуважения к правилам и понятиям.


Остальные жители страны помещаются в условия жесткого социал-дарвинизма. Их доходы и возможности самореализации вне контролируемых элитой структур ФПГ сведены к минимуму. При этом элитная Система не предполагается замкнутой – считается, что будут существовать социальные лифты, позволяющие элите включать в себя наиболее «успешных» представителей прочего народа.


В принципе в своей презентации данный конструкт несколько неполноценен. Он отвечает на вопрос «Как все должно быть устроено?», но оставляет за кадром вопрос «Зачем нужно все так устраивать?». Цели общественного развития старательно обходятся. (*  Наблюдая за сторонниками данной идеологии, можно с достаточной степенью уверенности сказать, что никаких иных целей, кроме личных, они не разделяют. А уровень личных целей демонстрируется такими примерами, как приобретение/захват очередного алюминиевого завода, или покупка очередной фаллической яхты. Об отсутствии функции общественного целеполагания у элиты см. также [8, С.89-91]. *) Соответственно, проясняется и психотип носителей данного идейного комплекса, который существенно основывается на все том же «человеке экономическом». Однако при всей своей похожести на обсуждавшихся ранее представителей рутинного управления, «счастливчики» обладают одной отличительной чертой – они способны осуществлять достаточно большие проекты. Именно это их качество востребовано высшим слоем элиты страны, т.е. теми, кто сконцентрировал в своих руках государственную власть по итогам прошедшей революции, и допустил представителей рассматриваемого слоя в систему элитного обеспечения на роль «хозяйственников» – рулить «большими бизнесами» и обеспечивать Систему необходимыми ресурсами.


В «элитном социализме» есть еще один встроенный порок, который не позволяет отнести его носителей к людям стратегического уровня. Это отсутствие в его текущей презентации понимания того, как Система будет воспроизводиться в долгосрочном плане. Взгляд с этой точки зрения показывает, что Система, как она пока понимается своими апологетами, является именно что паразитом на наследии советского периода, как в плане инфраструктуры, так и в плане человеческого капитала.


Разница установок «счастливчиков» и «имперцев» показательно проявилась во время недавнего отлучения элит Украины и Белоруссии от российской системы элитного обеспечения, в потлач которой они были включены исторически. Если первые запланировали и провели этот проект, то вторые «заламывали руки», «били себя кулаками в грудь» – в общем всячески демонстрировали свое сильное расстройство тем, что российская власть решила «снять с довольствия» их зарубежных коллег, чем сильно уменьшила шансы на «восстановление империи».


«Счастливчики» являются противниками территориальной экспансии, поскольку в соответствии с логикой Трубы не вовлеченные в бизнес люди являются лишь нахлебниками, так что любые новые территории лишь увеличивают затратную часть бизнеса. С другой стороны они активно проводят экономическую экспансию, в том числе и на пост-советском пространстве, однако избегая при этом каких-либо форм социальной ответственности перед автохтонами. Более того, данный слой элиты является источником возможности «сброса» Россией депрессивных и/или неперспективных территорий (в первую очередь республик Северного Кавказа), как это уже один раз было осуществлено во время «роспуска СССР».


Таким образом, риск волевого действия в плане территориальной экспансии со стороны традиционалистской части российской элиты близок к нулю. Те, кто об этом любят поговорить, те ничего не умеют организовать. А те, кто могут организовать дело подобного масштаба, – они совершенно в нем не заинтересованы, поскольку не хотят расширения круга тех, с кем приходится делиться доходами от Трубы.


Ситуационный риск российского вмешательства в украинские дела


Рассмотрим далее ситуационный риск, заключающийся в таком развитии ситуации, что российской власти помимо своего желания приходится реагировать на последовательность событий интервенционалистским образом, как то, например, случилось в Грузии в августе 2008 г. Может ли подобное произойти в Украине? Какие общественные тренды могут привести к подобной ситуации?


На мой взгляд вероятность возникновения ситуации, когда Россия будет вынуждена вмешаться во внутренний украинский конфликт не так мала, как того хотелось бы. Основная причина такого положения дел связана с так называемой «расколотостью» Украины, причиной которой является конкуренция двух национальных проектов. Один проект, основанный на украинско-русском консенсусе «Украина – не Россия», был запущен сразу же после провозглашения независимости страны в 1991 г. доминировавшей в то время частью украинской элиты. В параллель с этим активизировался украинский этнонациональный проект. Имея сильный антирусский компонент в основе предлагаемой обществу коллективной политической идентичности, этнонациональный проект не мог не прийти в противоречие с общенациональным проектом, и именно борьба этих двух проектов создает основную украинскую нестабильность. При этом имеется возможность того, что активность антирусских элементов может поспособствовать выходу части русского сообщества из консенсуса, за чем может последовать оформление достаточно мощной русофильской субъектности в украинской политике. Подобный сценарий имеет множество аналогов в мировой истории последних двух столетий – дискриминация людей по какому-то групповому признаку создает условия для их солидарности с созданием общей политической идентичности [15]. Именно так и возникли большинство наций Нового времени.


Возникновение же русофильской политической субъектности при наличии активной антирусской субъектности – это прямой путь к острейшему общественно-политическому кризису, который при неблагоприятном течении событий потребует вмешательства сторонних сил для умиротворения конфликтующих общин, как это уже случилось в нескольких местах постсоветского пространства. Единственный способ избежать подобного хода вещей – это развивать общенациональный консенсус, как то советует украинской элите лорд Оуэн [16].


В принципе, рассмотрение государств, расположенных вдоль западной границы бывшего СССР, дает возможность увидеть, что, например, Белоруссии и Литве вполне успешно удалось интегрировать русскую общину своих стран в общенациональный проект. А этнократии Латвии и Эстонии не достигли особых успехов в этом плане. Возникает вопрос: к какой группе стран примкнет по результатам своих действий украинская элита?



5. Белковский С.А. Россия против Запада: война, религия, любовь. // АПН, 23.06.2008. // http://www.apn.ru/publications/article20160.htm.

6. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории (Очерк истории западной экономической мысли).- М.: Наука, 1993.- 174с.

7. Крупкин П.Л. «Человек Экономический»: Похождения одного мема. // АПН, 07.12.2007. // http://www.apn.ru/publications/article18641.htm.

8. Гудков Л., Дубин Б. Иллюзия модернизации: Российская бюрократия в роли «элиты». // Pro et Contra, 2007, Т.11, №3, С.73-97. // http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/Vol11num3-06.pdf.

9. Крупкин П.Л. «Парашецентризм» как идеология российской элиты: Опыт скана современного элитного психотипа. // АПН, 27.06.2008. // http://www.apn.ru/opinions/article20195.htm.

10. Черкесов В.В. Нельзя допустить, чтобы воины превратились в торговцев. // Коммерсант, №184 (3760) от 09.10.2007. // http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=812840.

11. Крыштановская О.В. Российская элита на переходе. Лекция. // Полит.ру, 31.07.2008. // http://www.polit.ru/lectures/2008/07/31/rus_elita.html.

12. Социализм, рынок, империя?.. Выбирая будущее России. // ВЦИОМ, Пресс-выпуск №807 от 08.11.2007. // http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/9102.html?no_cache=1&cHash=e2391da2b9.

13. Церковь и нравственность. // ВЦИОМ, пресс-выпуск №402 от 04.05.2006. // http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/2578.html?no_cache=1&cHash=7bc6886b2d.

14. Белковский С.А. Апология Авена. // АПН, 30.10.2008. // http://www.apn.ru/publications/article20932.htm.

15. Крупкин П.Л. Зачем США этнонационализм? // Русский журнал, 19.03.2008. // http://www.russ.ru/pole/Zachem-SSHA-etnonacionalizm.

16. Лорд Оуен: Моя порада Україні — визначитися з пріоритетами. Iнтерв’ю. // День, №160 от 9.09.2008. // http://www.day.kiev.ua/251172/.

Tags: Актив, Динозавризация, Лимитрофы, Общество, Россия, Система, Тексты, Украина
Subscribe

  • Отцы, с днём поминовения!

    Кто мать? - та, кто родила. Кто отец? - тот, кто платит. С днюхой, вовлеченные!

  • Интересная Covid статистика

    Во Франции стали публиковать интересную цифирь: Количество позитивных PCR тестов на 100 тыс невакцинированных 406 и вакцинированных - 50; количество…

  • К философии у-кризиса

    Прописал тут разные неговоримости нашего социо-политического говорения, которые увеличили амплитуды своей пульсации по итогам 2014-21:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Отцы, с днём поминовения!

    Кто мать? - та, кто родила. Кто отец? - тот, кто платит. С днюхой, вовлеченные!

  • Интересная Covid статистика

    Во Франции стали публиковать интересную цифирь: Количество позитивных PCR тестов на 100 тыс невакцинированных 406 и вакцинированных - 50; количество…

  • К философии у-кризиса

    Прописал тут разные неговоримости нашего социо-политического говорения, которые увеличили амплитуды своей пульсации по итогам 2014-21:…