Paul Kroopkin (kroopkin) wrote,
Paul Kroopkin
kroopkin

Россия: Об одном институциональном мифе

web stats script

Еще одна цитата из книги: Нуреев Р.М. Россия: особенности институционального развития. М.: Норма, 2009. 448с. С.111:


Общеизвестно, что российскую экономическую ментальность можно охарактеризовать как коммунальную, общинную, рассматривающую человека как часть целого. Важную роль всегда в России играли процессы реципрокации и редистрибуции. Православие нормативно закрепило перераспределительные обычаи крестьянской общины. Оно же развивало склонность к смирению и покорности и препятствовало выделению индивида как автономного агента, абсолютизируя моральные ценности в противовес материальным. Отсюда низкие ранги активно-достижительных ценностей в современной России.


Причем Нуреев настолько верит в сказанное, что растиражировал данную мысль в других своих публикациях: http://www.ecsocman.edu.ru/data/900/942/1219/2001_n3_p3-66.pdf с.39, http://www.ecsocman.edu.ru/data/340/652/1219/vveden.pdf.


И все бы хорошо, если бы чуть дальше в своей книге он не сообщил бы следующее (С.115):


Отсутствие организованных социальных движений за права человека вынуждает людей самостоятельно приспосабливаться к сложившейся ситуации, отстаивать свои права в одиночку. Защита своих прав стала делом индивидуальным, а не социальным.


Так и вспоминается старый анекдот про трусы и крест – либо то, либо то. Либо общинность и коллективизм в качестве базового психотипа большинства людей – но тогда уж и корпорации и коллективная защита своих жизненных прав. А вот ежели права защищаются в одиночку, и любое объединение людей, даже для защиты жизненных интересов – проблема, то тогда причем тут общинность и коллективизм в качестве имманентно присущего им свойства?

Tags: Орда, Россия, Экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments