Paul Kroopkin (kroopkin) wrote,
Paul Kroopkin
kroopkin

Categories:

Современность : Вариант классификации

web stats script

Федотова В. Г. Механизмы ценностных изменений общества // Философские науки, 2010. № 11. С.53-63. Фрагмент:


В своей книге о развитии эпохи модернити (современности) (Wagner P. Sociology of Modernity: Liberty and Dscipline. L., 1994. P. 29–70. – ПК) Вагнер вводит следующую схему ценностной динамики: согласие общества по большинству принятых ценностей, называемое им ценностной конвенцией. С течением времени или в ходе происходящих процессов конвенции начинают разрушаться. Невозможность жить в старых ценностях при одновременном отсутствии новых ценностей, которые бы возродили согласие, представляет собой кризис. Кризис может быть продолжителен, но рано или поздно из него находится новый выход – появляются новые ценности, объединяющие общество, и это процесс называется реконвенциализацией. Применив это механизм к смене форм современности, Вагнер выделил:


Первую – либеральную современность – весь XIX век и начало XX – вплоть до Первой мировой войны.

Кризис (ее завершение) – с 1900 г.

Вторую – организованную современность – с 1920 г.

Кризис (ее завершение) – к концу 1960-х.

Высказал надежды на новую гуманную либеральную современность.


Мы достроили эту модель анализом указанных кризисов, критикой ожиданий от новой, сегодня уже существующей третьей современности, которая оказалась не либеральной и определена нами как новое Новое время для незападных стран. Речь идет о вступлении в капитализм или хозяйственную демократию (и третью современность) незападных стран – России, Индии, Китая. Бразилии, Индонезии и др. Эта эпоха стала новым новым Новым временем для них, подобно тому, как прежнее Новое время открывало перспективы Запада.


Только вся история первой современности и капитализма XIX века объясняет, почему или, точнее, как в обществе была достигнута конвенция относительно ценностей свободы, прогресса, автономии индивида, значимости наций, почему экономика выступила как первая система целерациональности.


Все, что я встречал по теории Модернити ранее, упаковывалось в следующую систему определяющих качеств: (1) «опора на разум», (2) отказ от монологичности. Появление (1) обусловило порождение Модерна / Современности, появление (2) – трансформировало Современность в Поздний / Другой / Текучий ее вариант. И именно отказ от (1) двигает постсоветское пространство из Модернити в отстойник – в карго-Модерн.


Федотова, опираясь на Вагнера, предлагает выделить в классическом Модерне еще одну фазу – «организованную Современность». По большому счету для того есть основания – ибо в средней трети 20-го века действительно произошла социализация развитого мира (правда почти все продолжают называть наступивший там социализм капитализмом – вот ведь сила хорошо скроенной ментальной клетки), дополненная тем, что Фрайер называл «консервативной революцией», т.е. инструментализацией государства, превращением оного в инструмент по обслуживанию нужд общества.


И в общем-то наверное имеет смысл согласиться с равновеликостью этой средней фазы ранее выделенным. Жизнь людей и социальный порядок по результатам трансформации средней трети 20-го века изменились кардинально. Может быть даже сильнее, чем по результатам следующей большой трансформации.


Как определить определяющее классификационное качество? Ясно, что это что-то, что порождает социализм (или – современное развитое социальное государство), что вовлекает в эмансипационное регулирование экономические отношения (на либеральной фазе в экономике царило право сильного, эмансипационным регулированием охватывалось только политика и прямое физическое насилие), что полностью десакрализует государство и инструментализирует его.

Tags: Меметика, Общество, Ссылки
Subscribe

  • Локальная городская идентичность г. Калининграда

    Ментальная география: В «большом мире» Калининград – это остров. Остров Калининград омывается Балтикой с запада и северо-запада, и враждебным «не…

  • О совецкой "иерархии кровей"

    Вот интересно, Vasily Gatov с месяц назад в обсуждении возврата Крыма Украине выдвигал тезис о выселении нах оттуда всех, кто против, кто голосовал…

  • (no subject)

    Валерий Тишков актуализировал свою версию "политического скотоводства": // Но тогда что есть нация? Это историческая, культурная и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments