Paul Kroopkin (kroopkin) wrote,
Paul Kroopkin
kroopkin

Православие и развитие страны

web stats script 

Введение.  Регулярно задаю апологетам доминирования Православия в общественном сознании России два вопроса


  1. Если мы видим страну в мировых лидерах, то необходимо стимулировать свободу мышления. Как совместить свободу мышления с Православием, если любая религия именно мышление ставит под контроль в первую очерель.
  2.  Если мы видим страну конкурентоспособной, то необходимо (а) сохранить текущий настрой народа на тяжелую работу и (б) стимулировать появление позитивных активных людей.  Между тем  мотивация на труд и на успех Православием, к сожалению, не приветствуется.

Однако никакого содержательного ответа пока не получил.  Пример наиболее содержательной дискуссии тут . 


Православие.  Изложим кратенько основные аргументы за и против, полученные когда-либо в дискуссиях.  В принципе, идея опоры на Православие при поиске путей выхода из текущего кризиса морали очень популярна среди российских интеллектуалов.  И действительно, данный путь имеет смысл, поскольку первый письменный пример победы «идеального» над культом «золотого тельца» связан с именем Моисея.  И состоялась эта битва во время Исхода евреев из Египта.


Однако достигнем ли мы на пути Православия целевых показателей требуемых для эффективного развития страны?  Начав анализ с пунктов из введения, мы можем заключить, что свобода и независимость мышления числятся во главе списка того, что нам хотелось бы развить в нашем обществе.  И именно ограничение мышления людей является сущностью любой религии, как традиционных вероисповеданий, так и самого объекта воздействия - религии «золотого тельца», результаты активности которой мы и хотели бы подправить.


Очень часто в качестве контрпримера приводят примеры выдающихся деятелей православного вероисповедания.  Правда соглашаются с тем, что количество таких людей невелико.  Если же иметь в виду цель достигнуть мирового лидерства, то количество интеллектуалов с сильным независимым мышлением должно быть существенно больше.


К тому же, Православие совершенно безразлично к желанию людей много и хорошо трудиться.  Конечно же, лень и безделье числятся среди пороков, но захватывающий человека труд отнюдь не включен в перечень абсолютных добродетелей.  Более того, такой труд находится под моральным подозрением, как все, что захватывает человека, и не связано с почитанием Господа.


Можно также указать на то, что положение Российской Империи на научной, культурной, технологической картах своего времени было достаточно незаметным, несмотря на наличие плеяды выдающихся деятелей.


Без всякого сомнения, для Православия существует широкое поле деятельности в России, и ни в коей мере нет желания этой деятельности препятствовать.  Более того, Православие может оказаться важным союзником в деле десакрализации «бабла», так что расширение его влияния на различные сферы общественной жизни можно только приветствовать. Однако, к сожалению, Православие не может нам помочь в деле увеличения количества активных позитивных людей, которые нужны для успешного развития страны, поэтому нам нужно искать другие пути решения данной проблемы.


Служение. Давайте посмотрим на проблему с другой стороны.  Те люди о которых мы говорим – активные позитивные люди – они ведь существуют в России.  Их явно недостаточно, но они есть.  Они работают с утра до ночи, создают бизнесы, двигают науку, изобретают, ищут пути решения различных задач, не считаясь со временем.  И на мой взгляд эти люди обладают одним качеством, которое я обозначил бы словом Служение.  В общественной ткани России просматриваются как лучшие образцы общественного поведения служение Науке (ученые), служение Делу (предприниматели, менеджеры), служение Богу (религиозные деятели), служение Родине (солдаты и служилая бюрократия), служение Семье (российские женщины), служение Общественной Нравственности (русские писатели).


Итак Служение – это этический комплекс человека (я имею в виду понятие, передаваемое англицизмом драйвер-driver), заставляющий его усердно и творчески работать во благо общества в рамках избранной профессии. 


Рассмотрим это понятие подробнее.  Служение тесно связано с чувством долга и интересом.  Без долга или интереса Служения не бывает.  Позитивная мотивация Служению обеспечивается удовлетворением от сделанного, чувством, которое в эмоциональном плане очень близко Божественной Благодати.  Данное чувство в высших своих проявлениях принимает форму восторга, близкого по остроте к оргазму, когда человек ощущает себя равным Богу.


Достаточно хотя бы раз пережить это чувство в сильной форме, чтобы навсегда расставить для себя приоритеты, отнеся все прочее, кроме объекта Служения, на второй план.  Такие люди понимают, что скрывается за словами поэта: «Ай-да Пушкин, ай-да сукин сын!»


Отрицательная мотивация при Служении связана с желанием избежать таких самооценок, как неудачник, бестолочь, неумеха.  При отсутствии объекта служения у российских мужчин формируется комплекс неудовлетворенности собой, обычно сопровождающийся пьянством и деградацией личности.  Хотя, если прислушаться к пьяным разговорам, то многие из них крутятся вокруг тем (1) было время когда я делал дело, и (2) я мог бы сделать многое, но мне не дали/ еще не пришло время.


Таким образом, мы видим, что понятие захватывающего человека харизматического Служения может занять определенное место в российском мироощущении, причем оно является дополнительным к простому добросовестному исполнению человеком своих обязанностей.  И увеличение количества людей,  охваченных этим чувством, является решением проблемы нехватки активных позитивных людей в России.

Tags: Тексты, Эпектасис-стремление
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments