Paul Kroopkin (kroopkin) wrote,
Paul Kroopkin
kroopkin

Categories:

Модель познания

web stats script
Следует отметить ограниченность классической модели познания «Мир-Субъект». На мой взгляд, куда более адекватной является схема К. Поппера «Мир-Субъект-Эпистема», или, используя лексику оригинала, концепция трех миров [1]. Под эпистемой здесь понимается мир накопленных человеческих знаний. В частности, в рамки такой расширенной схемы хорошо ложится гносеологический цикл Канта «априорные знания – исследование – апостериорные знания». Действительно, сначала в процессе социализации/обучения субъект приобретает из эпистемы априорные знания, на основе которых он может уже проводить свои исследования, пополняя эпистему полученными новыми знаниями.

21.07 КБ

Однако в схеме Поппера отсутствует другой важный компонент познания, – его социальность. На мой взгляд, адекватная модель выглядит следующим образом (см. рисунок). Мы имеем субъект, взаимодействующий с тремя мирами – внешним миром (природой), социумом, и миром накопленных знаний (эпистемой). При этом взаимодействия 1,4 исследуются в рамках традиционной гносеологии, взаимодействия 2,5 – в рамках эпистемологии. Взаимодействие 3 отражает социализацию человека, 3+2 – его обучение. Сам акт познания происходит в рамках отношений 1,2,3: субъект приобретает априорные знания (2,3), с помощью которых он обрабатывает результаты своего опыта (1) и опыта других исследователей (2). Полученные новые знания складируются в эпистеме (2). При этом по каналу 3 до субъекта доводятся также различные социальные ограничения и табу, например та информация, что неуважение «талмуда» «великих рассказов» общества, являющихся каноническими для данного момента времени, может привести к репрессиям (т.е. к перекрытию канала 2, и существенному ограничению канала 1), или даже казни субъекта.

В рамках данной модели становятся понятными объективные корни темы «смерти субъекта», разрабатываемой в философии постмодернизма. Основные акторы данного направления, происходя из литературоведения, концентрируются главным образом на отношении 5, где субъект никак не фигурирует. Для обоснования такого подхода они ограничивают отношение 3 только моментами поставки общественных табу и других ментальных структур, считая, что это полностью детерминирует поведение субъекта.


[1] К. Поппер Эволюционная эпистемология // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики.- М.: Эдиториал УРСС, с.57-74.
Tags: Эпистемология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments