Paul Kroopkin (kroopkin) wrote,
Paul Kroopkin
kroopkin

Человек и свобода

web stats script

Обсуждение опубликованных ранее «Тезисов о свободе» высветило некоторые неясности в плане взаимодействия человека со своей свободой – основным ресурсом, который он имеет для создания своей биографии. Рассмотрим же теперь подробнее взаимодействие человека со своей свободой.


  1. У каждого человека имеется внутренний «генератор» потребностей. Часть «генерации» обусловлена биологией, часть – ментальными структурами, которые были как «встроены» в психику во время социализации, так и приобретены в результате жизненного опыта. Я не буду здесь останавливаться подробно на деталях данного «генератора». Отмечу только, что существует множество работ по его моделированию, см., например, знаменитую классификацию потребностей человека,предложенную Маслоу.

  1. «Сгенеренные» потребности пропускаются через ментальный фильтр-1 – через фильтр возможностей, который представляет собой ментальные структуры, отражающие понимание/представление человеком поля своих возможностей. Обычно эти структуры являются искаженным отражением поля возможностей цивилизации с поправкой на имеющиеся у человека табу и другого рода внутренние ограничения человека. В результате на этом шаге отфильтровываются мечты-1 (идеи вроде: а я летать хочу как птица...). То что проходит данный фильтр преобразуется в желания человека.

  1. Желания человека представляют собой идеи-потребности, к которым на выходе из фильтра (1) прикрепляется определенный эмоциональный заряд, обеспечивающий разницу воприятия человеком идеи «хорошо бы...» и идеи «хочу...». При этом в течение жизни конкретного желания мощь эмоционального заряда может меняться – как усиливаться, так и ослабляться вплоть до полного исчезновения желания.

  1. Желания пропускаются через фильтр-2 – фильтр ресурсообеспечения, который представляет собой представления человека о наличии ресурсов «в руках», о внешних ограничениях (нормативных и других) и о стоимости исполнения желаний. В результате отфильтровываются мечты-2 (типа: эх, врезать бы по морде боссу...). То, что проходит данный фильтр, преобразуется в намерения человека.

  1. Намерения представляют собой «черновые наброски» планов действий по исполнению соответствующих желаний, чьи эмоциональные заряды они при данной трансформации наследуют. В принципе намерения переживаются человеком почти так же, как и желания, однако в них уже присутствует небольшой рациональный «привкус»: намерения – это до некоторой степени «продуманные» желания.

  1. И, наконец, намерения проходят последнюю фильтрацию через фильтр-3 – выбор к исполнению. При этом отобранное намерение трансформируется в план действий, который поступает человеку на исполнение. При данном преобразовании происходит дополнительное обдумывание плана действий, которое может быть очень существенным и детальным.

  1. В рамках предложенной схемы мы видим точки возникновения человеческой неудовлетворенности – это сильные желания, котрые остаются на уровне мечты-2. Именно здесь возникает экзистенциальное переживание человеком личной несвободы. И схема сразу же дает способы управления человеком состоянием своего «бака желаний»:
    • «Поправить» свои потребности с тем, чтобы получающиеся желания были бы более адекватны для прохождения фильтра-2.
    • «Поправить» фильтр-1. Увидеть новые горизонты своих возможностей, или «прикрыть» разрыв в понимании, «пропускающий» неадекватные желания.
    • «Поправить» фильтр-2. Снизить планку «допуска» желаний для трансформации в намерения, может быть переоценив приемлемый уровень риска.
    • Снизить уровень заряда желания, ассоциированного с желаниями/намерениями.

  1. Другие способы управления переживаниями свободы/несвободы человека находятся в руках общества. Это:
    • Изменение социальных норм, чем достигается прямое воздействие на фильтр-2.
    • Увеличение ресурсообеспечения членов общества , что тоже воздействует на фильтр-2.
    • Улучшение информированности членов общества об имеющихся перспективах (включая истории успеха видных людей общества) – здесь воздействие осуществляется на фильтр-1.
    • Программы образования/социализации человека – воздействие осуществляется на всю обозначенную в данной работе цепочку.

  1. Стандартной целью воздействия общества на свободу своих членов является разрешение «парадокса свободы»: свобода каждого должна быть равно ограничена с тем, чтобы интегральная свобода всех членов общества стала максимальной. В этих целях должны внедряться и регулярно пересматриваться действующие социальные нормы, а также программы образования/социализации детей. В этом же направлении должо работать информационное обеспечение людей, которое, в частности, должно включать пропаганду идей свободы, раскрытие уже имеющегося у человека поля возможностей, обучение методам психологической само-корректировки «узких мест» по всей обозначенной выше цепочке.

Tags: Общество, Свобода для всех, Тексты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments