Paul Kroopkin (kroopkin) wrote,
Paul Kroopkin
kroopkin

Экономика: Теория стоимости …

web stats script

Интересно отметить, что существующие теории стоимости как-то совершенно не отражают еще одну очень важную экономическую категорию, связанную со стоимостью товаров – прибыль/добавленную стоимость.


В принципе понятно, что экономическая сторона жизни общества отражает необходимость обеспечение потребностей людей, и других социальных агентов. Есть люди/агенты, есть потребности разных уровней, начиная от физиологических - «обязательных» для существования агента... Люди/агенты в своей деятельности образуют «экономические» потоки [*] для обеспечения своих потребностей.


Экономическая теория возникла в те времена, когда основным экономическим агентом был человек, участвовавшим в простом производстве. Однако разделение труда уже состоялось. То есть исходные рассуждения были основаны на следующем: ремесленник производит несложный товар, и обменивает его на рынке на аналогичный товар, произведенный другим человеком. Естественно приходим к трудовой теории стоимости: обмен выгоден человеку, если он затрачивает на производство своего товара времени меньше, чем это потребовалось бы ему для производства того товара, который он выменивает... И далее теоретики начинали играться со стоимостями разных товаров и ценами на них... Маркс доигрался до определения прибыли как кражи части стоимости капиталистом у рабочих. И даже возникновение меновой теории стоимости (стоимость как отражения равновесия спроса и предложения) не дало внятного перехода к прибыли с тем, чтобы отразить интуитивно очевидную природу данной экономической категории – вознаграждение за трудовую активность...


Однако традиционно (sic!) в теориях стоимости присутствует одна неявная конвенция: стоимость рассматривается как скалярная величина – то есть считается, что для отражения стоимости товара вполне достаточно одной характеристики... Хотя «двойная запись» для регистрации в бухгалтерских книгах экономических операций уже была известна...


Ограничительность и неадекватность данной конвенции становится очевидным при рассмотрении сложного производства, когда мы имеем сеть экономических агентов, поставляющих товары (вещи, услуги, информацию) друг другу. Для каждого товара в этом случае имеем производственную цепочку с добавленной стоимостью на каждом шаге. То есть, каждый товар для агента имеет по меньшей мере две характеристики – (1) себестоимость и (2) плановую стоимость продажи (отражаемую меновую стоимость товара). В том числе и собственные усилия агента. Последние в случае ремесленника отражаются его временем труда. При этом очевидно, что время труда имеет себестоимость (затраты на поддержание жизни ремесленника) и меновую стоимость, отражаемую ценой производимого товара. То есть вносимая поправка легко интегрируется в традиционные классические рассуждения.


Естественным образом возникает прибыль – разница между меновой стоимостью и себестоимостью, величина которой отражает привлекательность товара для экономической активности. И запрет на активность – когда меновая стоимость меньше себестоимости...


Интересно также отметить возможную классификацию экономического поведения, возникающей из предлагаемой теории. Активность каждого агента может быть отражена характеристикой, лежащей между следующими крайними точками:

  1. Нормативный подход (Германия, СССР) – основное внимание агента обращено на себестоимость производства товара – стоимость 1. Плановая стоимость в этом случае обычно получается увеличением себестоимости на какую-то фиксированную норму прибыли. Данный подход характеризуется низкими ценами, динамизмом и технологичностью экономической деятельности.
  2. Эксклюзивный подход (Арабские страны, Франция, Италия) – основное внимание агента обращено на увеличение стоимости продажи – меновой стоимости. Обычно характеризуется значимостью транзационных издержек, более высоким уровнем цен, меньшим динамизмом экономической жизни.

Заметим, что экономическое поведение агента сильно связано с продаваемым/производимым товаром. Товары массового спроса более приспособлены для 1-го подхода, а эксклюзивные товары (жилье, яхты...) - для разовых продаж и 2-го подхода.

------------------------------------------------


[*] Экономический поток – передача вещей, услуг, информации от одного социального агента к другому, имеющая целью удовлетворение каких-то потребностей каких-то социальных агентов. Экономический поток дуален по своей природе. С одной стороны это поток «активов» - вещей, услуг, информации, с другой – поток «пассивов» - «прав потребления»... При этом «права потребления» заслуживают отдельной проработки – чертовски интересный объект экономики, находящийся вне теоретического мэйнстрима... Хотя и содержащийся в нем через свою реинкарнацию - деньги...

Tags: Тексты, Экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments