Paul Kroopkin (kroopkin) wrote,
Paul Kroopkin
kroopkin

Category:

Эпектасис - стремление

web stats script

Цитата из: Архимандрита Плакиды (Дезея)

"Еще один вопрос может быть поставлен относительно вечного блаженства избранных: должно ли понимать его как неподвижное насыщающее созерцание или оно может заключать в себе возрастание, постоянно возобновляющееся открытие неисчерпаемой Реальности?

Один из самых оригинальных аспектов мысли святителя Григория Нисского — это его учение об эпектасисе, о том, что обожение человека здесь на земле и в вечности предполагает прогресс и непрерывное стремление, как это наглядно показывает образ бегущего в Послании к Филиппинцам (3:13-14): «Забывая заднее и простираясь вперед (επεκτεινόμενος, откуда термин επέκτασις) и бегу к цели…» [9]. Один из лучших исследователей великого каппадокийца Жан Даниелу объясняет это следующим образом: «Душе, с одной стороны, свойственны устойчивость, обладание, которое есть ее причастность к Богу, с другой стороны — движение, преодолевающее бесконечный разрыв между тем, чем она обладает от Бога и тем, каков Бог в Своей сущности […] Духовная жизнь таким образом есть постоянное изменение души в Иисусе Христе в виде возрастающего рвения, жажда Бога, усиливающаяся по мере все большей причастности к Нему, и в виде все возрастающей устойчивости, когда она (то есть душа — Ред.) все более и более соединяется и прилепляется к Богу» [10].

Многие авторы патристической эпохи хотя и не восприняли идею возрастающего блаженства (в частности преподобный Максим Исповедник), использовали образы желания, ненасытности при самом глубинном видении Бога, когда хотели выразить вечно обновляющуюся радость избранных. Отзвук этого на Западе встречается у святителя Григория Великого. Он ставил перед собой задачу примирить два антиномичных утверждения Священного Писания: На что желают взглянуть Ангелы (1Пет.1:12) [11] и Ангелы […] на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф.18:10). «Сравнивая эти два утверждения, мы видим, — пишет святитель Григорий, — что они ни в чем не противоречат друг другу. Ведь Ангелы в одно и то же время видят Бога и желают видеть Его; они жаждут созерцать Его и созерцают Его. Если бы они желали этого, но не наслаждались бы результатом желания, то такое бесплодное желание рождало бы страх, а страх рождал бы муку. Блаженным же Ангелам чуждо какое бы то ни было мучительство страха, ибо несовместимы мука и блаженство […] Значит, для того, чтобы страх не примешивался к желанию, они насыщаются, продолжая желать, а чтобы насыщение не влекло за собой отвращения, они не перестают желать, будучи насыщенными […] То же самое произойдет с нами, когда мы придем к источнику жизни: мы усладимся одновременно и жаждой и насыщением» [12]. "

9. Синодальный перевод: забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели. — Пер.
10. Danielou J. Platonisme et theologie mystique. Paris, 1944. P. 305-307.
11. Синодальный перевод: во что желают проникнуть Ангелы. — Пер.
12. Moralia in beatum Job, 18,54,91 // PL 76,94AC.

***
Спасибо Тихонравову — вывел на интересную категорию православия — на «Эпектасис»… Как прекрасно звучит: "Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели"

Здесь вам и мое Служение, и полное отрицание «парашецентризма»

Tags: Эпектасис-стремление
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments