Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

Текст: Российская Федерация: ключ к запуску национального проекта

Нашел тут свою старую работу по nation building в России: Крупкин П.Л. Российская Федерация: ключ к запуску национального проекта. // Публичное управление: теория и практика. Специальный выпуск. Харьков: Изд-во «ДокНаукДержУпр», 2011. С.55-61.

Перечитал - все еще неплохо. Положил на Академию. Любящим интеллектуальные упражнения - развлечься чуток. :-)

=================================
Аннотация: опираясь на оригинальную архетипическую модель человеческих коллективных идентичностей, рассматриваются необходимые условия начала национального проекта в Российской Федерации. В статье показано, что отправной точкой такого проекта должна быть какая-то модель общего блага, предъявленная сувереном обществу, которая позволит консолидировать и структурировать ценности различных социальных агентов в рамках единой целостной иерархии – какого-то рода гражданской религии. Анализ позиций политических субъектов РФ позволяет сделать вывод, что единственной субъектной политической силой, способной в среднесрочной перспективе успешно начать и завершить национальный проекте в рамках РФ, в настоящее может быть лишь суверен.

Ключевые слова: архетипы, коллективная идентичность, нация, национальный проект, Российская Федерация.
==================================

Рязанская городская идентичность

Сделали очерк локальной идентичности для Рязани. "Серый город для серых людей"...

Там есть миф, что Салтыков-Щ. писал Глупов с них. Первый раз услышал, что у Вятки есть конкуренты...

Россиянское: Типовые реакции антирусских лимитрофов на "русский вопрос"

Штурманули мозгами на Фейсбуке по поводу словоизвержения, вызванного публикацией "Декларации русской идентичности". Получилась следующая классификация типовых мемплексов:

1. Как вам не стыдно мерять черепа! (Отсылка к комплексу "Гитлер-гитлер-гитлер") (*)

2. Во мне примешено 0,00000001% нерусской крови - как быть со мной? (Отсылка к комплексу "Пушкин - негр") (**)

3. Как вам всем не стыдно! У нас 300 национальностей! Причем тут какая-то русня, как о ней можно говорить! (***)

4. Это все устарело на пятьсот тысяч лет, сейчас глобализация, какие идентичности? (*4) И вообще, это личное дело каждого - когда, где и кем себя считать!

5. Никаких русских нет, есть лишь дикая смесь пятьсот тыщ разных х**вых народишек. (Полоно-укрский комплекс) (*5)

6. Православие - г--но! (Комплекс Гинзбурга) (*6)

7. Ой РФ развалится!.. (*7)

8. Есть много других более важных проблем - как можно о таком говорить в такое время?

Что еще?
===================

Комментарий:
(*) "Гитлер-гитлер-гитлер" - популярная манипуляция из серии "все, что не согласное со мной, - ужасный и бесчеловечный фашизм". Кстати, она популярна не только у нас - см. Закон Годвина.
(**) "Пушкин - негр" - специфический для постсовка психосоциальный комплекс. Он заключается в знании всех предков до n-го колена у себя, у "друзей", и у селебретиз, и последующем высчитывании процентов кровей разных "национальностей". При этом также существует иерархия кровей, в которой русская кровь занимает самое низкое место - и совершенно незначима в раскладках. Так 1/8 эфиопской крови Пушкина приводит к типовому аргументу этих людей, что Пушкин - негр. Соответственно, Лермонтов у них - шотландец, и т.д.
(***) Угадывается отсылка к комплексу "Пушкин - негр", а также эксплуатация русского стереотипа скромности: "о себе - не надо бы - пусть другие о тебе говорят".
(*4) Эгоцентристский аргумент, избежание ответственности за среду при желании пользоваться всеми ее бенефитами.
(*5) Угадывается отсылка к "Пушкин-негр", исторически создавался для Кресов поляками, укры и прочие лимитрофы с удовольствием его подхватили. Тут же великое лимитрофное "Потри русского - найдешь татарина".
(*6) Академик Гинзбург прославился борьбой с "клерикализацией страны", участвуя при том в церемониях синагог.
(*7) Отсылка к ордынской травме "Крах СССР", эксплуатация "тяги к державности", "страха неопределенности", "страха быстрых перемен". Последние два связаны с глубокой ротацией элит - многие ранее "сильные" оказались по итогам "в кювете".

Россиянское: Шансы на демократизацию РФ

Решил тут посмотреть, как в моей парадигме видится возможность демократизации страны с нынешней точки зрения. Посмотрим сначала на попутные тенденции:

1. Благосостояние. Никогда еще людям на Русской равнине не доставалось столько ресурсов, как сейчас. И эти ресурсы направляются людьми в том числе и на политические нужды.

2. Низовая движуха. Здесь следует отметить не только волонтерство и местное самоуправление, но и силовую самоорганизацию, котороя так ярко была проявлена опытом Крыма и Донбасса.

3. Развитие антирасистского дискурса.

4. Кризис в орде 1. Запад настаивает на столь оскорбительном статусе для наших элитариев в "новом мировом порядке", что те решили погрозить ре-суверенизацией подконтрольной себе территории. Либинтерн в своем холуйстве "зарвался". Конечно понятно, что "милые бранятся только тешатся", но тем не менее ресурсовыделение Либинтерну заметно снизилось. И это может быть закреплено в новом ордынском консенсусе.

5. Кризис в орде 2. В ордынском топе произошла смена стратегии уменьшения риска оранджада. Прежняя стратегия - проникновение в западную элиту, становление там "своими", была признана бесполезной. Орда задумалась о повышении лояльности масс через "чувство принадлежности", т.е. через усиление общестрановой коллективной идентичности. Отсюда топовый вклад в пп.2 и 3 выше. Ну и в 1 тоже.

6. Тренировка ордынцев по сменяемости регионального начальства. Соответствующие практики закрепляются, интериоризируются, возможно станут естественными.

Далее посмотрим, что может купировать данные тенденции.

1. Ордынская жадность. Послепутинский ордынский консенсус в части "доли людей" может откатиться к Ельцину - со всем сопровождающим подобный ренессанс людоедства. С соответствующим влиянием на пп.1-3.

2. Риск большевизации внутренней политики. Официализация антирусского расизма, прочая украинизация политических практик с развитием соответствующих структур террора. Влияние на пп.2-3.

Резюме: Шансы получить демократию в РФ не так малы. Думаю, - к середине 30-х гг.

Текст на Гефтер.ру: Как долго продлится «националистический поворот» в дискурсе РФ?

Обобщил свои наблюдения по текущему состоянию националистического дискурса в стране - и даже сделал среднесрочный прогноз - на основе инерционного сценария.

Русский националистический дискурс в РФ присутствует последние двадцать пять лет довольно устойчиво. Сначала это было осмысление творчества «русской партии» в КПСС

Текст: Коллективные идентичности и социогенез: К теории социального единения.

Подготовил обзорную работу по своей парадигме, и по решению в ее рамках вопроса об основах человеческой социальности. Букв много - но итоговый результат мне нравится. Прошу "к столу": https://www.academia.edu/6570117/_Social_Identities_and_Social_Evolution_._._2014._1_17_._.128-145

Коагулятное: "Малый народ" в иудейской традиции

Концепция социального коагулята прорабатывалась также и в иудейской традиции: «Есть в книгах мудрости такое понятие, как Эрев Рав (великое смешение, сброд). В наше время так определяется особо вредоносная прослойка внутри нашего народа, которая по сути является отбракованным инородным телом. Это наши шлаки, требующие испражнения.» (А. Эскин, частное сообщение)

Одна из интерпретаций Эрев Рав в иудейской традиции – инородческая. Считают, что это некоторые египтяне пристроились к уходящим евреям: «Когда при исходе из Египта происходили явные чудеса…, то это поразило и заставило задуматься многих, в том числе и египтян, и народы жившие тогда в Египте. … Вот они и обратились к Моше-рабейну (Моисею-учителю нашему) с просьбой провести им гиюр (переход в еврейство, когда человек заново рождается в ином духовном обличье). Моше обратился к В-вышнему с просьбой принять их. Создатель согласился: «Если ты того желаешь…» [Мендельсон]. «Читаем в Библии: “И смешение великое вышло с ними”. Египетский фараон внедрил в стан Израиля своих язычников. Именно они зачинали роптание в пустыне и строительство золотого тельца. … Про приставших египетских язычников говорится, что перемешались с Израилем, и в каждом поколении они нас тянут обратно в Египет.» [Эскин]

Однако со временем возникла интерпретация и не связанная с «враждебной кровью»: «Со временем и вовсе перестали говорить об этнической обособленности Великого Смешения, а определяли его внедрившейся в наш стан нечистью. Немало сказано про них в Талмуде, а особо подробно в Зоаре и более поздних тайноведческих книгах.» [Эскин] «Эрев рав смешался с евреями на протяжении более трех тысячелетий. Многие имеют “родовые” супереврейские фамилии, имена и отчества, но духовная суть Большого сброда осталась прежней.» [Мендельсон]

Смысл Эрев Рав в иудейской традиции – это «стать последним испытанием для евреев перед приходом Мессии». «Чтобы понять глубину понимания наших времен святителями Израиля, обратимся к Тиккуней Зоар. Две тысячи лет прошло почти с тех пор, как нам открыли таинство эпохи приближения Мессии. В конце шестьдесят девятого раздела Великое Смешение там приравнивается к Амалеку: “Амалек — это первенцы Египта, Великое Смешение, замешанное в Израиле, про который говорится: “Сотри память об Амалеке”. … Виленский Гаон про них пишет в толковании к приведенным словам, что утвердятся они первенцами и главарями Израиля в предмессианскую пору. … Их задача, согласно мудрецу, в объединении Эсава с Ишмаэлем против исконного Израиля и Мессии. Войну против Великого Смешения он определяет одной из основных задач предтечи спасителя из дома Давида — Мессии из дома Йосефа.» [Эскин] «Перед входом в Землю Израиля Эрев Рав, узнав, что им не будет наследных участков в Эрец Исраэль, обратился с жалобой к Моше-рабейну: “Это же несправедливо…” ”…зато перед приходом Машиаха (Помазанника, Избавителя) вам будет принадлежать вся власть… ”» (- ответил им Моисей – ПК) [Мендельсон]

Библиография:
Мендельсон Э.Д. Эрев Рав (Большое сборище). // World.Lib.ru, 17.02.2009. URL: http://world.lib.ru/m/mendelxson_e_d/nastoiashchee-14.shtml.

Эскин А. Великое смешение. // Литературная газета, 26 февраля – 4 марта 2003. №8 (5913). URL: http://old.lgz.ru/archives/html_arch/lg082003/Polosy/art15_1.htm.

Свободолюбивое: О мере свободы социального порядка

Имея множественные и не всегда очевидные контексты проблематики индивидуальной свободы в обществе - подумалось мне о возможности введения достаточно простой меры, которая позволила бы оценивать разные социальные порядки в данном аспекте. И вот что получилось в итоге:

Примем на нуль такой социальный порядок, в матрице которого социальное место обывателя изоморфно оному овцы в кошаре при пастухах. И будем отталкиваться от этого, считая встроенные в социальный порядок степени свободы, отличающие его от оного "начала координат".

Например, для СССР получается отрицательная мера:
- люди в СССР были девитализированы, им соверщенно не позволялось никакого "взбрыка", фактически они должны были быть роботами;
- люди должны были гордиться своей кошарой как высшим достижением своей жизни.

Итого: степень свободы в СССР была минус два.

В РФ "отпустили" требования по указанным двум выше, и дополнительно разрешили:
+ делать дауншифтинг (в СССР, к слову, было запрещено, вспомним к примеру дело Бродского);
+ свалить зарубеж.

Итого: степень свободы социального порядка в РФ - плюс два.

Ну и чтобы показать, куда Россиянии можно расти легко, перечислим те степени, которые сразу бросаются в глаза как относительно легко достижимые:
+ право на самозащиту;
+ право на объединение в политические организации;
+ право на защиту своей собственности;
+ право на увольнение начальника.

Т.е. поднять РФ до плюс шести можно относительно легко...

Россиянское: О первой группе партизан - отходниках

Наконец-то занялись изучением наших партизан. Первая группа - отходники Кордонского:

"Участники проекта оценивают численность российских отходников в 15—20 миллионов человек: от четверти до трети семей в малых городах России — это семьи отходников."

"В большинстве случаев их трудовая деятельность имеет неофициальный характер. Налоговые отчисления из их доходов, за редким исключением, не поступают в муниципальный бюджет, а социальные трансферты до них не доходят."

"Основная причина отхода — не нужда, а стремление к большему благосостоянию; главная статья расходов отходника — дети (он стремится «вывести их в люди»). Отходники зарабатывают примерно в 3—4 раза больше, чем могли бы получать в местах проживания. При этом большинство из них предпочли бы оставаться дома — при наличии там подходящей работы.

Портрет современного отходника, каким его рисует исследование, таков: «Типичный отходник — хорошо социализированный, высоко мотивированный к труду, неприхотливый в быту и стойкий к тяжелым бытовым условиям мужчина средних лет. Общителен, умственно развит, обладает чувством юмора, мало пьет и позитивно смотрит на жизнь. Женат, имеет несколько детей, ценит и любит свою жену, самостоятельно обеспечивает свою семью.

Уровень жизни отходника выше уровня жизни его соседа-неотходника. Его дом выделяется на фоне дома соседа лучшим обустройством и больше похож на дома жителей крупных городов. Отходники покупают более дорогие автомобили. Их хозяйство обычно невелико и сведено к небольшому огороду.

Отходник не выделяет себя из местного сообщества и поддерживает все родственные связи и знакомства, готов прийти на помощь, альтруист. Пользуется уважением в местном обществе. В общественной жизни города, как и в политической, участвует мало»."

"Из зала последовал вопрос, когда отходники начнут участвовать в политической жизни, однако Кордонский, по всей видимости, ослышался, решив, что его спрашивают о действиях отходников в случае давления на них со стороны власти, например попытки налогообложения: "Начнут стрелять! По нашим данным, количество оружия в нашей стране превысило всякие разумные пределы. Официально зарегистрировано 5 миллионов стволов, реально — наверное, около 15, — сообщил ученый."

По залу пронесся шумок недоумения: как же так, вот эти милые работящие люди с фотографий презентационного слайд-шоу начнут стрелять?

— Да, конечно. Снайперский взгляд, — прокомментировал Кордонский фотопортрет одного из отходников."

Отсюда.
Еще. И еще.

Россиянское: «Душа фээсбэшника»

Соколов-Митрич Д. Душа фээсбэшника. // Русский Репортер (Сетевая версия), 2013, №24 (302). URL : http://rusrep.ru/article/2013/06/19/dusha.

"Общение с сотрудником ФСБ помогает взглянуть на мир более позитивно. Многое из того, что я раньше считал признаками великого беспредела, оказалось всего лишь задачами государственной важности."

"Общение с сотрудником ФСБ помогает прояснить значение многих слов и выражений. Взять, например, популярную фразу «все под контролем». … я наконец врубаюсь, что «под контролем» – это вообще не про закон и порядок. Если человек в погонах говорит: «Все под контролем», он вовсе не обязательно имеет в виду, что на данной территории царит справедливость и исполняются законы Российской Федерации. «Все под контролем» – это всего лишь силовой термин. Он означает, что государство так или иначе доминирует, владеет обстановкой и способно на нее влиять.

– Нас, чекистов, тут всего пять человек на три района. И мы здесь не для того, чтобы охранять правопорядок и обеспечивать диктатуру закона, – для этого есть п¬олиция, прокуратура, суды, правозащитники и так далее. Наша задача – сохранять общий контроль за о¬бстановкой. Мы – государево око. Мы на все смотрим под углом государственной безопасности. … Мы все про всех знаем, но активизируемся лишь в тех случаях, когда под угрозой сама система власти. … Мы здесь, чтобы … от нас не было тайн. Чтобы в любой момент мы могли с минимальными издержками повлиять на происходящее. Поэтому мы все про всех знаем, и мы очень даже можем. И все это знают, поэтому не зарываются."

"В ФСБ все-таки до сих пор очень сильны традиции, понятие чести. Осуждение коллектива – самое страшное наказание. Его боятся сильнее любого с¬уда. У нас, с одной стороны, мощнейшая корпоративная солидарность, но с другой – никакой круговой поруки. Е¬сли ты свой, ты не пропадешь. Так или иначе тебе помогут – и на службе, и на пенсии. Но если ты злоупотребил доверием, ты потерял все, ты, считай, зря прожил жизнь. // Чем дольше идет разговор о корпоративной солидарности, тем более ярким и красочным становится для меня окружающий мир. Глава этого района – сотрудник ФСБ в отставке. Глава соседнего района – сотрудник ФСБ в отставке. Список крупнейших предпринимателей в регионе изобилует сотрудниками ФСБ в отставке. Список директоров и замдиректоров крупнейших госкомпаний – сотрудник на сотруднике. Один из лидеров «Единой России» в регионе – сотрудник, бывший глава такого же межрайонного отдела, только на другом конце области."

"– … Мы такие же люди, как и все, у нас такие же проблемы, все понимаем. Просто мы все равно исходим из презумпции правоты государства. Потому что государство – это мы."

Мое: В общем-то понятно, что теоретически обобщенная тайная полиция обслуживает важную функцию - работу в зазоре между легальным и легитимным. Легитимность в общем случае определяется соответствием общему благу, или другому какому "задающему функционалу" для социального порядка. И можно видеть, как формулируется "задающий функционал" нонешней РФ: "референс" в части "правильности" социального действия это то, что собирается из содержимого голов чекистов, и называется ими "государственной безопасностью". И из цитат выше довольно очевидно, что "задающий функционал" сейчас - это raison d’état, а вот до полицейского государства нам еще расти и расти...

Как на место нонешнего "задающего функционала" поставить такой продукт агоры, как "общее благо" - пока непонятно...